ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ МИОПИИ

Известные специалисты Н.Бреннан и М.Буллимор в своей публикации (спонсор публикации Johnson & Johnson Vision) на сайте REVIEW OF MYOPIA MANAGEMENT (Environmental Influences on Myopia Development) представили краткий анализ имеющихся данных по влиянию факторов среды на развитие миопии.

Авторы отмечают, что на сегодняшний день установлены различные факторы риска появления и прогрессирования миопии, однако статистическая достоверность выявленных ассоциаций не всегда означает причинно-следственную связь, которая обычно устанавливается в результате проведения контролируемых рандомизированных слепых исследований. Н.Бреннан и М.Буллимор предупреждают, что считать какой-либо фактор причиной наблюдаемого эффекта без наличия научно обоснованных доказательств, основываясь на других статистических или логических аргументах, следует с большой осторожностью.

Генетика играет ограниченную роль

В ряде исследований была продемонстрирована связь миопии у детей с миопией у их родителей. Однако не следует переоценивать наследственное влияние, поскольку трудно отделить генетическую предрасположенность от семейных поведенческих привычек в случае, когда один или оба родителя миопы. Близорукие родители могут вести образ жизни, более благоприятный для развития миопии у их детей. Генетические исследования показывают наличие связи родительской миопии с развитием рефракции у детей, но пока удалось продемонстрировать лишь слабую зависимость. Кроме того, очевидно, что только одна генетика не может объяснить бум распространения миопии, наблюдаемый во всем мире в последние 50 лет.

Понимание защитного эффекта времени пребывания на открытом воздухе

В интервенционных исследованиях убедительно показано, что увеличение времени, проводимого вне помещения, оказывает защитный эффект от возникновения миопии. Более слабые доказательства имеются в отношении замедления прогрессирования миопии.

Задержка начала развития миопии на 1 год у 8-летнего ребенка может уменьшить до одной диоптрии окончательную степень миопии. Для достижения такой степени замедления прогрессирования миопии может потребоваться более трех лет применения оптических методов контроля миопии.

Многие специалисты связывают влияние времени, проведенного вне помещения, с воздействием солнечного света; однако эта связь не получила прямого подтверждения. Для зрения основное различие между средой внутри помещения и вне его – это структура визуального окружения. Визуальное окружение вне помещения оптически однородное, в то время как для среды внутри помещения характерно наличие широкого спектра периферических дефокусов – как миопических, так и гиперметропических в зависимости от выполняемой задачи. В задержке развития миопии, вероятно, играют роль и большие зрительные дистанции, и солнечный свет, но относительный вклад этих факторов пока не определен. Влияние различных длин световых волн на рост глаз также представляет интерес. Необходимы дальнейшие исследования, прежде чем мы сможем полностью понять важнейший ингредиент пребывания вне помещения.

Чем больше образования, тем сильнее миопия

Mountjoy с коллегами смогли статистически продемонстрировать, что число лет обучения позволяет прогнозировать миопическую рефракцию. Если исходить из примерно одинакового возраста начала обучения в разных популяциях, то разница в годах обучения должна проявляться в конце периода обучения. Однако различия в конечной степени миопии и распространенности среди населения в первую очередь зависят от возраста начала миопии, причем миопия появляется в основном до подросткового возраста. Авторы отмечают также, что количество лет обучения сильно коррелирует с интенсивностью обучения в первые наиболее «чувствительные» годы и находится в обратно пропорциональной зависимости от времени, проведенного вне помещения.

Влияние работы на близких расстояниях и пользования цифровыми устройствами менее очевидно

Доказательства того, что чрезмерная работа вблизи приводит к возникновению или прогрессированию миопии, недостаточно убедительны. Конечно, было обнаружено, что миопы проводят больше времени за работой на близких расстояниях и, как правило, у них более короткая рабочая дистанция. Но из-за отсутствия интервенционных исследований причинная связь не была продемонстрирована. Аналогично, несмотря на то, что роли экранного времени и цифровых устройств уделяется много внимания, причинную связь чрезмерного использования цифровых устройств с возникновением и прогрессированием миопии еще предстоит установить. Имеется также веский аргумент против такой связи: временные рамки эпидемии миопии и появления цифровых устройств не совпадают. Кроме того, оптические дистанции, попадающие в зрительное поле при работе вблизи, не согласуются с теорией периферического дефокуса.

Пандемия COVID-19 повлияла на развитие миопии

В нескольких недавних исследованиях изучали влияние пандемии COVID-19 на распространенность миопии и ее прогрессирование. На основе полученных данных можно сделать вывод, что изменения в поведении, вызванные введенными из-за COVID-19 локдаунами, оказали свое влияние и привели к более высокой частоте миопии, наблюдаемой среди китайского населения.

Основные выводы:

Имеется достаточно доказательств для утверждений:

- Генетический фактор играет ограниченную роль в развитии миопии.

- Увеличение времени пребывания вне помещения защищает ребенка от развития миопии.

- Более высокий уровень образования связан с большей миопией.

- Пандемия COVID-19, скорее всего, привела к увеличению распространенности миопии из-за изменений в образе жизни.

Хотя определенная связь обнаружена, нет достаточных доказательств для утверждений:

- За защитный эффект пребывания вне помещения ответственен солнечный свет.

- Чрезмерное использование цифровых устройств влияет на развитие миопии.

- Чрезмерная зрительная нагрузка вблизи приводит к появлению миопии и ее прогрессированию.

В заключение авторы отмечают, если ребенок справляется с обучением, то совсем неплохо отправить его на улицу и оторвать от цифровых устройств.

Оригинал статьи с литературными ссылками на сайте reviewofmm.com/environmental-influences-on-myopia-development.